Экология
ООО «Институт Гипргазоочистка» разрабатывает документацию в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ, Градостроительным Кодексом, Постановлением РФ № 87 от 16.02.08 г. «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», действующими инструктивно-распорядительными, методическими и нормативными документами РФ, а также положениями международных документов в области экологии.
Начиная с 2019 года на основании ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Проекты от ООО «Институт Гипрогазоочистка», относятся к объектам I категории, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), и подлежат прохождению государственной экологической экспертизы.
Экологическое проектирование – представляет собой комплекс процедур по разработке и согласованию разрешительной природоохранной документации в различных контролирующих органах, к которым относится Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент Природопользования, МобВУ и другие учреждения.
Экологический проект – это специальный документ, включающий в себя несколько разделов, он может быть выполнен как сотрудниками самого предприятия, так и специализированной проектной организацией.
Экологическое проектирование необходимо для создания таких проектов, направленных на сохранение и улучшение качества окружающей среды, либо сопровождения и разработки компонентов, проектов деятельности, которая должна соответствовать определенным экологическим требованиям.
В рамки экологического проектирования попадают такие объекты:
- энергетические объекты – гидроэнергетика, тепловые, атомные, нетрадиционные;
- градостроительные – города и поселки городского типа, села, деревни, хутора, аулы, стойбища, заимки и другие объекты;
- транспортные пути – морской, речной, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, трамвайный, внутренний водный путь, вокзал, станции поездов и автовокзалы, морские, рыбные, аэродромы, аэропорты;
- промышленные объекты – черная и цветная металлургия, химические, лесопереработка, строительство, легкая промышленность, АПК;
- сельскохозяйственные и мелиоративные объекты – все для животноводства и птицеводства;
- рекреационные места – для загородного отдыха и туризма;
- оборонные комплексы и предприятия;
- культурно-исторические памятники и объекты;
- природозащитные сооружения и территории;
- природоохранные и биотехнологические объекты.
Главная цель экологического проектирования заключается в восстановлении и обновлении экосистемы, которая была повреждена из-за влияния антропогенной деятельности, в формировании новых экосистем, которые будут важны и полезны для всего окружающего мира.
Посредством экологического проектирования решаются следующие проблемы:
- контроль газообразных выбросов в атмосферу;
- контроль жидких сбросов в водоемы и почву;
- контроль образования твердых отходов.
Кому необходимо экологическое проектирование
Реализация мероприятий экологического проектирования необходима всем предприятиям, которые в своей деятельности используют природные ресурсы. К числу объектов, нуждающихся в экологическом проектировании, относятся:
- объекты строительства, а также жилые и административные здания;
- заповедники и парки;
- электростанции;
- мелиоративные системы;
- месторождения газа и нефти;
- полигоны, на которых производится захоронение ТБО;
- очистные сооружения;
- и другие.
Законодательная база экологического проектирования
Проектирование в области обеспечения экологической безопасности регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон РФ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г., принят Государственной Думой 02.04.1999 г., одобрен Советом Федерации 22.04.1999 г.;
- Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., принят Государственной Думой 20.12.2001 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г.;
- Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 4.05.1999 г. (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ), принят Государственной Думой 19.07.1995 г., одобрен Советом Федерации 15.11.1995 г.;
- Федеральный закон № 4871-I «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ), подписан президентом РФ 27.04.1993 г.;
- Федеральный закон РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. (с учетом Федерального закона РФ № 86-ФЗ), принят государственной думой 12.03.1999 г., подписан президентом РФ 30.03.1999 г.;
- Федеральный закон РФ № 195-ФЗ. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. (глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования);
- Федеральный закон РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ);
- Постановление правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»;
- Постановление правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
- Постановление правительства РФ от 21.04.2000 № 373 «Об утверждении положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников»;
- Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утверждена Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 № 90;
- Постановление правительства РФ от 15.01.2001 № 31 «Об утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»;
- Распоряжение правительства РФ от 07.05.2001 № 641-р «О порядке выдачи сертификатов в сфере охраны атмосферного воздуха»;
- Постановление правительства РФ от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
- Постановление правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
- Постановление правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (извлечение);
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Срок действия экологического проектирования
Для каждого проекта, сформированного в рамках экологического проектирования, устанавливаются индивидуальные сроки действия.
Ответственность за отсутствие экологического проектирования
Несоблюдение природоохранного законодательства в виде отсутствия документации или нарушения сроков действия отдельных проектов предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций до 250-ти тысяч рублей или приостановления деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Этапы разработки экологического проектирования
Экологическое проектирование предусматривает составление документа экологический проект. Он представляет собой документ, состоящий из подробного описания деятельности организации, производственных процессов; расчетов, позволяющих предприятию осуществлять свою деятельность, не выходя за рамки природоохранного законодательства. Является важным и необходимым документом для любого предприятия вне зависимости от специфики работы.
Существуют виды экологических проектов, которые должны быть на предприятии, исходя из области занятости:
1) (ООС) – проект охрана окружающей среды;
2) (ПДС) – проект предельно-допустимых сбросов;
3) (ПДВ) – проект предельно-допустимый выбросов;
4) (СЗЗ) – проект санитарно-защитной зоны;
5) (ПНООЛР) – проект, определяющий нормативы образования отходов;
6) (ОВОС) – предполагает оценку воздействия на окружающую среду.